Технологии компьютерного урока Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства. В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребенка по усво-ению какого-либо учебного материала реализуется психологический цикл деятельности «целеполагание — планирование и организация — выполнение (решение) учебной задачи — анализ и оценка результата». Этим определяются следующие дидактические части урока:
· В — вступление, организационная часть; • А — актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН); • ИН — изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД); • З — закрепление материала — повторение и применение; • Кон — контроль усвоения; • Кор — коррекция; • Об — обобщение; • Дз — домашнее задание. Тогда дидактическую структуру традиционного комбинированного урока можно представить следующей формулой: Урок = В + А + Ин + З + Кон + Кор + Об + Дз Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип. Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компь-ютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока учащиеся работа-ют на компьютере, он полностью заменяет учителя (в этом случае урока, по существу, нет, есть компьютерное обучение). Если компьютер не используется совсем — это обыкновен-ный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется «компьютерным уроком». В соответствии с интенсивностью использования компьютера в различных частях урока формула компьютерного урока может выглядеть так: У(%) = В(%) + А(%) + Ин(%) + З(%) + Кон(%) + Кор(%) + Об(%) + Дз(%) (в скобках указан % времени использования компьютера в данной части и в уроке в целом). Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично).
Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: общепедагогический, проникающий. Философская основа: технократизм, экзистенциализм. Методологический подход: информационный, системный. Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные. Научная концепция усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, когнитивная, ТПФУД, гештальт, суггестия. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД + 3) СУМ. Характер содержания: общеобразовательный, адаптивный. Вид социально-педагогической деятельности: обучение + социализация. Тип управления учебно-воспитательным процессом: компьютерный + индивидуальный. Преобладающие методы: интерактивные, диалогические, програмное обучение. Организационные формы: индивидуальные + система малых групп. Преобладающие средства: информационно-компьютерные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, сотрудничество. Направление модернизации : информатизация. Категория объектов: все категории. Акцент целей
· Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса. • Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. • Формирование личности человека «информационного общества». • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. • Создание мотивации к учебному материалу. • Фасилитация понимания учебного материала урока. • Предоставление учащемуся возможности выбора форм и методов работы. • Предоставление учащемуся возможности использования дополнительного материала.
Концептуальные положения
· При наличии новых «компьютерных» средств обучения меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером. • Диалоговый характер обучения: компьютерное обучение — это общение ребенка с компьютером. • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. • Многообразие взаимодействия: взаимодействие ребенка с компьютером по всем типам: субъект — объект, субъект — субъект, объект — субъект. • Возможность идти не с предметом к детям, а с детьми к предмету. • Компьютер — это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. • Управляемость: в любой момент возможна корректировка учителем процесса обучения. • Оптимальность в применении компьютера: не стоит недооценивать возможности компьютера как средства наглядности, самостоятельной работы учащихся, но нельзя не учитывать и негативные стороны компьютера. • Неограниченность: расширения и углубления содержания и его приложений не ограничены. • Принцип природосообразности: учет закономерностей восприятия, усвоения аудио-, видеоматериала, влияния на здоровье детей, психологический комфорт ребенка. • Оптимальное сочетание принципов природосообразности, целесообразности, культуросо-образности.
Особенности организации и методики Разнообразие компьютерных уроков. Вариант (вид) компьютерного урока зависит от:
Сам же урок как дидактическая единица какой-либо системообразующей педагогической технологии выполняет свою функцию, вплетен в систему этой технологии. Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей логику основной технологии и поддерживающей, фасилитирующей, повышающей эффективность усвоения учебного материала. Изучение (объяснение) нового материала. Учитель не «отменяется», он координирует учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную черную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству», присутствие в научной лаборатории и других ситуациях. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Методическое разнообразие: дедукция, индукция, ТПФУД, концентрированное программированное обучение (линейное, разветвленное), богатство сопровождения. Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что является интерактивным (диалог, лекция-беседа, тренинг, тест, проблематизация, гипертекст, гипермедиа). Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет». Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока — трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребенка). Использование компьютера позволяет либо применить индивидуальное программирование, разветвленную программу закрепления, либо организовать внутри-классную групповую дифференциацию. При этом структура делится на три группы: 1)учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту, по закреплению материала также по своей программе. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей занимается учитель (затем может происходить смена групп). Часть учащихся может работать по индивидуальным образовательным программам. Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от ее результатов провести соответствующую коррекцию. Повторение. Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все учащиеся оказываются включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (поиск решения поставленной задачи), самостоятельный поиск информации, вывод формулы, построение доказательства, свободное путешествие. При повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения — программы-тренажеры. Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:
Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль. Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. Домашнее задание. В качестве домашнего задания каждый ученик может получатьвидеоклип, из которого он должен смонтировать свой «ответ», озвучив его текстом согласно пройденному на компьютерном уроке материалу. Это авторский документальный компьютерный клип учащегося. Все эти качества определяют многомерную структуру особенностей компьютерного урока. Проектирование компьютерного урока Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам. При этом учитывается:
Что необходимо для плана конкретного компьютерного урока?
· Составляется временная структура урока, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения. • Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства. • Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. • Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохрономентировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени. • Составляется временная развертка (поминутный план) урока. • При недостатке компьютерного иллюстративного или програмного материала проводится поиск в библиотеке или в Интернете или составляется авторская программа. • Из найденных материалов (файлов) собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий. При презентации на большом экране можно соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи — все это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на экране. • Планируя достижение определенных целей, следует предусмотреть и их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программую • Обучающие программы комплектуются отдельно. Проблема здоровья. Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств (ТСО) на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО используется очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним. Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познава-тельной деятельности учащихся. Для физико-математических предметов определенная экспе-риментально оптимальная частота использования ТСО равна 1:8 (для учащихся 15-18 лет). Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают а 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление. Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам еще и электромагнитное излучение. Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам», составляет: для учащихся начальной школы — 10-15 минут, средней ступени — 20-25 минут, старшей ступени — 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.
|
|
© mardasova-nadezhda |