1. Организаци-онный момент
2. Актуализа- ция опорных знаний
3. Усвоение знаний (объяснение нового материала)
4. Коррекция и закрепление знаний
5. Домашнее задание
6. Итог
|
Приветствие
«Здравствуйте. Присаживайтесь».
Тема урока записана на доске — Движущие силы эволюции.
Запишите тему урока в тетрадь.
Подведение к изучению нового материала путем маленького рассказа и беседы.
Живой мир Земли огромен. Он представлен разнообразием живых существ: в нем более 2 млн. видов эукариотов, несколько меньше видов прокариотов.
- Давайте вспомним, кто такие или что такое эукариоты?
- Клетки каких организмов к ним относят?
Верно.
- Что такое прокариоты?
- У кого они есть?
Верно.
Преподаватель продолжает: «При таком разнообразии форм все организмы состоят из одних и тех же органических соединений, в них протекают процессы биосинтеза и распада, они способны размножаться.
Как же объяснить многообразие видов при таком сходстве строения свойств организмов? Каким образом могли возникнуть сложно организованные организмы? Под действием каких сил сформировались у них приспособленные свойства?
Ответы на эти вопросы дает учение об эволюции»
«Современное учение об эволюции опирается на эволюционную теорию Чарльза Дарвина, сформированную им в середине XIX века и опубликованную в книге «Происхождение видов путем естественного отбора». Вам, наверное, будет интересно узнать немного о жизни этого английского натуралиста? Сейчас мы заслушаем краткую биографическую справку о жизни и деятельности Ч.Дарвина.»
Слушает.
«Хорошо, присаживайтесь».
«Для объяснения процесса эволюции ученый выделил четыре основных взаимосвязанных фактора: наследственность, изменчивость, борьбу за существование, естесственный отбор. Их он считал движущими силами эволюции.
Итак, наследственность — это свойство живых организмов сохранять и передавать особенности строения от предков к потомству.
С помощью чего происходит передача наследственности?
Верно.
Где в клетках находятся гены?
Верно.
Изменчивость — свойство организмов приобретать признаки (Говоря это, пишет на доске). Запишите в тетрадь.
Так, в стаде лошадей одной породы каждое животное отличается: размерами тела, длиной шеи, головы, окраской, повадками. Так же и у растений, например, число лепестков ветреницы дубравной — 6, 7, 8.
Различают две формы изменчивости (записывает на доске):
- ненаследственную (под влиянием определенных причин).
Например, белокачанная капуста при возделывании в жарких странах не образует кочана, а завезенные в горы породы лошадей из-за недостатка питания становятся низкорослыми. И если растения или животных перенести в исходные условия существования, то признаки вновь возвращаются к первоначальным.
- наследственную (обусловлена изменениями генов). Есть виды наследственной изменчивости:
а) мутация (изменение генов)
б) комбинативная (с новой комбинацией генов)
в) соотносительная (один ген влияет на формирование нескольких признаков)
Наследственные изменения постепенно распространяются среди особей благодаря свободному скрещиванию. Эти изменения не могут привести к появлению новой популяции или нового вида, они являются материалом отбора, предпосылкой для эволюционных изменений.
Итак, следующее,
- борьба за существование (записывает на доске). Это сложные отношения особей внутри вида, между видами и неорганической природой, имея в виду не только жизнь особи, но прежде всего ее плодовитость. Например, самка аскориды дает 200 тыс. яиц в сутки, серая крыса 5 пометов в год в среднем по 8 крысят.
Различают три формы борьбы за существование (записывает на доске):
а) внутривидовая. Это напряженная борьба, так как особи одной популяции нуждаются в одина-ковой пище, убежищах, подвергаются одинаковым опасностям. Примеры этой борьбы — состязания между хищниками за добычу, соперничество из-за территории, из-за самки.
б) межвидовая (записывает на доске). Протекает очень остро. Например, медвидовые отношения между черной и серой крысами. В поселениях человека в Европе серая крыса вытеснила черную, и она в настоящее время обитает только в лесных и пустынных районах. Это обусловлено тем, что серая крыса крупнее, лучше плавает, агрессивнее в схватках. Эту борьбу можно наблюдать между хищниками и их жертвами, паразитами и их хозяевами.
в) борьба с неблагоприятными условиями (записывает на доске) природы. Это суточные и сезонные колебания температуры или влажности.
В итоге борьбы за существование некоторые комбинации наследственных признаков у одних особей дают им преимущественное выживание по сравнению с другими особями этого же вида.
Этот процесс Ч.Дарвин назвал естественный отбор.
- естественный отбор (записывает на доске) — это выживание сильнейшего, который может оставить после себя потомство в данных условиях. Например, ужалившая врага пчела погибает, но так как она защищает всю пчелиную семью, то способность к самопожертвованию сохраняется естественным отбором как полезный признак для выживания данного вида.
Сейчас мы проведем биологический диктант из 10 утверждений (с 1 по 8 утверждение — это обязательная часть, а 9 и 10 утверждения — дополнительная часть).
На столах для каждого учащегося лежат листочки, на которых будут выполняться задания. И раздаются листы с заданиями. Если вы считаете, что утверждение верно, то ставите («да»), если нет - («нет»). (Записывает на доске). Для этого на листочке для выполнения заданий вы чертите:
_________________________________
и делите на количество вопросов
§ 19, записи в тетради
Сегодня на уроке мы ознакомились с движущими силами эволюции.
Перечислите их.
«До свиданья».
|
Приветствие
«Здравствуйте»
Садятся за парты.
Записывают тему урока — Движущие силы эволюции — в тетрадь.
Слушают.
Отвечают:
«Эукариоты — это клетки, имеющие ядро».
«Растений, грибов, животных».
«Это клетки, не имеющие ядра».
«У бактерий и сине-зеленых».
Слушают.
Слушают.
Кивают головой, говорят: «Да».
Учащаяся, заранее готовившая эту справку, выходит к доске и зачитывает ее.
Слушают.
Наследственность (сохранять и передавать свои особенности).
- Через размножение, с помощью генов.
- В хромосомах.
Записывают в тетрадь: изменчивость (приобретение новых признаков).
Далее записывают в тетрадь:
- ненаследственная (под влиянием причин - климат)
- наследственная (изменение генов)
а) мутация (изменение генов)
б) комбинативная (с новой комбинацией генов)
в) соотносительная (один ген влияет на признаки)
Слушают.
Запись в тетрадь:
- борьба за существование
Слушают.
Запись в тетрадь:
а) внутривидовая
Слушают.
Запись в тетрадь:
б) межвидовая
Слушают.
Запись в тетрадь:
в) борьба с неблагоприятными условиями
Слушают.
Запись в тетрадь:
- естественный отбор
Слушают.
Подписывают листы и выполняют задания
Работы сдают.
Записывают задание в тетради.
Перечисляют, дополняют и поправляют друг друга.
|