Тема урока: «Первоначальные химические понятия»

Цели урока: Обобщить первоначальные химические понятия, уметь составлять химические формулы, уравнения реакций, определять их тип. Обобщить знания о веществе и химической реакции на основе атомно-молекулярного учения, показать значение этих знаний в теории и практике.

Уметь решать задачи с использованием понятий «моль» и «молярная масса», проводить опыты по разделению смеси, определению состава воздуха, уметь пользоваться спиртовкой и разными видами химической посуды.

Уметь работать самостоятельно и в коллективе, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Подготовка к этому уроку начинается за неделю до смотра. Учащимся сообщить основные части смотра, указать, что надо повторить по учебнику и по тетради, некоторые подобные задания предварительно рассмотреть на уроках.

Группа делится на 3 команды. Каждая команда получает домашнее задание:

1) Составить кроссворд (один — от команды) на первоначальные химические понятия (атом, молекула, реакция, Ломоносов и т.д.). Чем больше кроссворд, тем выше за него оценка. Красиво его оформить.

2) Приготовить 1-2 сообщения от команды из рубрики «В мире интересного» (из химии) или «Знаешь ли ты?» (тоже из химии). Написать их на обычных листах.

Для проведения урока пригласить жюри: классных руководителей, завуча, директора, учителей химии и биологии и др. Также для проведения конкурсов на уроке пригласить ассистентов — 3 учащихся (по одному на каждую команду). Они помогают: собрать диктант, раздать вопросы, карточки, а также жетоны за ответы на вопросы викторины.

За неделю до смотра в кабинете вывешиваются вопросы викторины.

 

ВИКТОРИНА

Примерные вопросы викторины

  1. Какие металлы одними из первых стали известны людям? (Медь,золото, серебро.)

  2. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий.)

  3. Кто из ученых ввел современное обзначение химических элементов? (Берцелиус.)

  4. Какие, известные вам, газы, содержащиеся в воздухе, не ядовиты, однако, от них гибнут люди и животные? (Азот, углекислый газ, инертные газы.)

  5. Какое самое распространенное вещество на земле? (Вода.)

  6. Какой знаменитый итальянский художник средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо да Винчи.)

  7. Дайте определение валентности. Кто первым ввел это понятие? (Эд.Франкленд.)

  8. Кто из ученых внес большой вклад в развитие атомно-молекулярного учения? (Ломоносов, Дальтон.)

За ответы с места отдельные учащиеся получают жетоны — кружочки бумаги разного цвета: например, 1-я команда - красного, 2-я - синего цвета, 3-я команда - зеленого цвета. И при выполнении письменного задания (диктанта) можно тоже использовать листочки разного цвета: 1-я команда - красного, 2-я команда - синего цвета, 3-я команда - зеленого цвета.

 

I. Проведение урока-игры.

Познакомить учащихся с целью урока, ходом игры, правилами; сообщить, что группа разделена на команды; игра состоит из нескольких конкурсов, где будут разные задания; оценивать их будут члены жюри (познакомить); также будут ассистенты, которые помогают проводить игру.

II. Вступление.

1-й конкурс.

Слово учителя. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов. Их написал замечательный русский ученый М.В.Ломоносов, человек поистине энциклопеди-ческих знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, фи-зика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики и др. Ломоносов писал о химии:

В земное ядро ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой.

Поистине сокровищами являются те знания, которые получает (накапливает) каждый человек в течение своей жизни.

Итак, мы начинаем наш 1-й конкурс — это разминка или «Давайте познакомимся» (диктант). Он состоит из 3 этапов.

Всем учащимся раздают листочки (разного цвета), 1-й команда - розового цвета, 2-я команда - синего, 3-я команда - зеленого цвета. Эти листки заранее расчерчены:

1-я команда

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Учащиеся подписывают на листках свою фамилию, группу и кратко отвечают на вопросы.

Задание 1 касается физических или химических явлений. При ответе надо ставить Ф — если физическое явление, и Х — химическое явление:

а) испарение воды;

б) помутнение известковой воды под действием углекислого газа;

в) горение свечи;

г) ковка металла;

д) обугливание лучины;

е) ржавление гвоздя.

О т в е т : ФХХФХХ.

Задание 2. Приступаем к выполнению 2-го задания, где речь пойдет о чистых веществах и смесях. В ответе должно быть: В — если это вещество и С — если это смесь:

а) дистиллированная вода;

б) медь;

в) почва;

г) сахар;

д) воздух;

е) фосфор.

О т в е т : ВВСВСВ.

Задание 3. В 3-м задании вы должны определить, в каких предложениях идет речь о химическом элементе, а в каких — о веществе. В ответе должно быть: Э — если элемент, В — если вещество.

а) Медь входит в состав медного купораса.

б) Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

в) Железо входит в состав ржавчины.

г) Железо во влажном воздухе ржавеет.

д) Сера смешана с железом.

е) Оксид меди состоит из кислорода и меди.

О т в е т : ЭВЭВВЭ.

Ассистенты собирают листочки и передают в жюри для проверки. Все задания оцениваются по пятибальной системе (считают средний балл для каждой команды).

2-й конкурс

Слово учителя. А теперь мы приступаем к проведению 2-го конкурса «Химик-эрудит». В этом конкурсе мы узнаем, как вы усвоили понятие «валентность», научились определять ее по формуле, составлять формулы по валентности, расставлять коэффициенты в уравнениях, определять тип реакции.

Задания для каждой команды написаны на доске.

Итак, 1-е задание «Знаешь ли ты валентность?»

Пример задания:

а) Как обозначить при помощи химических знаков: пять атомов кислорода, две молекулы кислорода, молекулу кислорода?

б) Перепишите приведенные ниже формулы веществ и обозначьте над символами римскими цифрами валентность элементов: CaO, H2S, Fe2O3.

Команды знакомятся с заданиями и начинают их выполнять в тетради. Через 3-4 минуты к доске приглашаются от каждой команды по одному человеку. После выполнения этой работы ее проверяют, дополнения и исправления вносят члены данной команды, затем учитель задает дополнительные вопросы каждой команде (по определениям). За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.

Дополнительные вопросы:

а) Что называется валентностью?

б) Что называется атомом?

в) Что называется молекулой?

г) Что называется химической формулой?

Слово учителя. Теперь выполните 2-е задание; оно называется «Учись уравнивать».

На доске задания.

Пример задания:

Перепишите схемы реакций, поставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу реакции можно отнести каждую из них:

а) HgO Hg + O

б) Mg + O2 MgO

в) Al + CuCl2 AlCl3 + Cu

Для выполнения этого задания к доске вызвать по одному человеку от команды. Потом задать дополнительные вопросы:

а) Что называется химическим уравнением?

б) Какой закон используют при составлении уравнений?

в) Что называется реакцией соединения?

г) Что называется реакцией разложения?

д) Что называется реакцией замещения?

(За каждый ответ — жетон). Жюри оценивает этот конкурс. За 1-е задание — 4 балла, за 2-е — 6 баллов. Всего 10 баллов.

Слово учителя. Ну что ж, вы, наверное, очень устали, вам пришлось потрудиться, поэтому теперь необходимо немноо отдохнуть, расслабиться. Я вас приглашаю в Игротеку, где мы немного поиграем, ведь вы очень любите игры.

Итак, наша 1-я игра — «Эстафета». Каждая команда получает лист чистой бумаги на заднюю парту и задание: данное вещество необходимо бысторо и наиболее полно описать по физическим свойствам. При этом надо передавать этот листок вперед по ряду. Каждая парта учащихся дописывает свое свойство, пока дисток доходит до первой парты. Учитель зачитывает вслух описание данного вещества, сделанное каждой командой, и оценивает его.

Задания командам:

1-я команда — описать физические свойства воды.

2-я команда — описать физические свойства поваренной соли.

3-я команда — описать физические свойства кислорода.

За выполнение задания — 3 балла.

Слово учителя. А теперь — 2-я часть нашей Игротеки — восстановите исчезнув-шие слова. Эти предложения были написаны таинственными чернилами и лежали на солнце — некоторые слова выгорели, и теперь их надо восстановить.

Итак, задание «Исчезнувшие слова». Это задание выполняется устно. Ассистен-ты раздают каждой команде — на каждую парту — задание на листках, где записаны предложения с пропусками, их надо заполнить словами: «атом» или «молекула».

Задание для 1-й команды:

  1. Воздух — смесь, в состав которой входят ___________ кислорода.

  2. __________ воды состоят из ___________ кислорода и водорода.

  3. Сладкий вкус варенья принадлежит содержащимся в нем __________ сахара.

Задание для 2-й команды:

1) При растворении кислорода в воде ___________ кислорода распределяются между ___________ воды.

2) В состав ____________ сахара кроме ____________ кислорода и водорода входят ___________ углерода.

3) Запах йодной настойки обусловлен испарением из нее ___________ йода.

Задание для 3-й команды:

1) Для дыхания животных необходимы ____________ кислорода.

2) Запах тухлых яиц обусловлен _____________ сероводорода, которые состоят из ___________ водорода и ______________ серы.

3) При растворении сахара в воде _____________ сахара равномерно распределяются между _____________ воды.

Учащиеся с места читают получившиеся предложения. За это задание — 3 балла.

Слово учителя. Отдохнули, а теперь опять за дело. Следующий наш конкурс «К сияющим вершинам». Это конкурс по решению задач. Лишь только тот доберется до «вершины горы», кто сумеет быстро и правильно решить задачу.

Ассистенты раздают на парты карточки с условиями задач для каждой команды.

Надо правильно записать краткое условие задачи и решить ее.

Через несколько минут вызвать к доске по одному учащемуся от команды.

Задача для 1-й команды: Вычислите массу (в граммах), которую составляет 0,5 моль углекислого газа (CO2). Определите число молекул, содержащихся в данном количестве вещества.

Задача для 2-й команды: Определите, какое количество вещества соответствует 36 х 1023 молекул сероводорода (H2S). Определите массу этого количества вещества.

Задача для 3-й команды: Определите количество вещества, содержащегося в гидроксиде натрия (NaOH), массой 10 грамм. Рассчитайте число молекул, содержащихся в данном количестве вещества.

Во время этого конкурса жюри подводит итоги предыдущих и объявляет результаты.

За выполнение задач — 5 баллов.

Слово учителя. Вы, наверное, очень устали, поэтому мы приступаем к следую-щему конкурсу — практическому, ведь теория проверяется практикой. Наш следующий конкурс называется «Химик-экспериментатор».

К демонстрационному столу приглашаются представители (1-2 человека) от каждой команды для выполнения практического задания.

Задание для 1-й команды: Дана смесь соли с песком. Отделите песок от соли. Какая это смесь? Какие виды смеси вы занете?

Задание для 2-й команды: Дана смесь железа и серы. Какая это смесь? Чем отличается смесь от сложного вещества?

Задание для 3-й команды: Дан раствор соли. Выделите соль из раствора. Какая это смесь? Какие способы разделения смесей вы знаете?

За выполнением этого задания следит лаборант или ассистент. Оценка за практическое задание — 5 баллов. Во время выполнения практического задания остальные члены команды (вся группа) отвечают на вопросы викторины (см.выше).

За каждый правильный ответ — 1 балл (вручают 1 жетон). После ответов на вопросы викторины все учащиеся слушают и смотрят, как выполнены практические задания.

В конце урока подводят окончательные итоги всех конкурсов, и члены жюри объявляют, какая из команд заняла 1-е, 2-е и 3-е место. Поздравление победителей. Члены жюри могут высказать свое мнение о проведенном смотре знаний, отметить особо отличившихся ребят (1-2 человека от каждой команды). В общий итог прибавляют также очки (баллы) за составленный дома кроссворд, который заранее передают в жюри. Высшая оценка за кроссворд — 10 баллов. Также в жюри передается сообщение от каждой команды «В мире интересного» - 2 балла (если успевают, то эти сообщения можно прочитть при всех).

© mardasova-nadezhda

Создать бесплатный сайт с uCoz