Модель ТОГИС



ТОГИС — это Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. Она является развитием Интегральной образовательной технологии. Фундаментальное отличие в том, сто ТОГИС реализует леятельностно-ценностный подход к образования, в то время как Интегральная технология строится на основе информационно-деятельностного подхода.

Функции учителя в ТОГИС — это постановка целей и планирование результатов, организация самостоятельной деятельности учащихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия их предполагавшимся результа-там. Преобладающие методы обучения в этой технологии — проблемный и моделирование .

Основная последовательность процедур технологии ТОГИС

Структурная единица образовательного процесса — блок уроков для изучения отдельной темы учебного курса. Структура блока в основном повторяет структуру блока уроков «Интегральной технологии».

В обеих технологиях изучение очередной темы начинается с вводного повторения, проводимого обычно в форме беседы. Однако далее организационные формы уроков расходятся.

В Интегральной технологии преобладающая форма изучения нового материала — лекция, в которой рассматривается содержание (может сопровождаться демонстрациями, в том числе мультимедийными).

Изучение нового материала в технологии ТОГИС строится как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, CD-ROM и информационной сети. В результате решения этих задач кристаллизуется фактический материал и акцентируются способы деятельности.

В тренинге минимально необходимый набор умений доводится до автоматизма. Убедив-шись путем срезового контроля в успешности этого этапа, учитель переходит к развиваю-щему дифференцированному закреплению. Для этого основной состав класса под руковод-ством учителя и отдельной группы учеников решают задачи общего, а затем и продвинутого уровня. Поле решения каждой задачи она обсуждается классом или частью класса. Деятель-ность группы оценивается участниками обсуждения. Группы динамичны, состав определя-ется результатами мониторинга успешности (срезов), группы существуют столько времени, сколько занимают решение и обсуждение задачи.

Если в Интегральной технологии граница между тренинг-минимумом отчетливо выражена (эти элементы блока разделяет семинар по изучению дополнительного объема материала), то в технологии ТОГИС этой границы в явном виде нет.

Среди задач продвинутого уровня особое значение имеют те, для которых не существует однозначного решения, - отражающие спорные вопросы изучаемой предметной области.

Блок в Интегральной технологии заканчивается по истечении отведенного на него тематическим планом количества часов. В технологии ТОГИС блок завершается при стаби-лизации результатов срезов (прекращается продвижение учеников в следующие уровни).

Уроки обобщающего повторения в двух технологиях существенно различаются. В Инте-гральной технологии обобщающее повторение организуется как консультация в связи с домашней работой учеников и акцент делается на содержании решенных задач. Деятель-ностно-ценностная природа технологии ТОГИС диктует иной подход: проводится обобща-ющий семинар по содержанию темы и присвоенным способам деятельности с акцентом на способах. При этом фиксация материала дополнительного объема совмещена с обобщением темы, поскольку присваиваемые учениками способы деятельности в основном и дополни-тельном материале одни и те же. После итогового трехуровневого контроля и уроков коррек-ции происходит переход следующей теме. Однако контрольные мероприятия в ТОГИС обычно имеют характер не письменного зачета, как в Интегральной технологии, а защиты решений задач (мини-проектов).

Главный элемент блока уроков в обеих технологиях — развивающее дифференцирован-ное закрепление. Однако в ТОГИС его объем существенно больше. Организационная форма урока для этого элемента блока в ТОГИС, как и в Интегральной технологии, — семинар-практикум. Каждый такой урок проектируется учителем, исходя из результатов преды-дущего урока, зарегистрированных в ходе мониторинга успешности. Результаты урока представляют собой распределение учеников по актуально достигнутым ими уровням плани-руемых результатов обучения. Обычный инструмент отслеживания успешности — матрица срезов (в Интегральной технологии — на бумаге, в ТОГИС — в электронной форме.

В технологии ТОГИС структура уроков в этой эффективной форме полностью аналогична. Однако информационный поиск и самостоятельная работа групп с источниками требуют большего времени (на обсуждение работы). Поэтому рамки урока раздвигаются до академической пары (сдвоенного урока).

Структура задачи. Главный элемент учебного процесса в Интегральной технологии и в технологии ТОГИС — решение учебной задачи. Поскольку ТОГИС — технология деятельностно-ценностная, акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Соответственно, учебная задача включает, помимо собственно познавательной задачи (то есть содержания-условия и цели-требования), еще и компоненты информационной задачи и указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компоненты коммуникационной задачи).

Учебная задача имеет трехуровневую структуру: сожердит познавательную подзадачу в виде текста (схемы, рисунка), информационную (возникающую в ходе познавательной деятельности) и коммуникационную подзадачи.

В задаче вырисовывается дополнительный список заданий, подводящих к ее решению и подталкивающих к выводам. В результате типичный алгоритм решения задачи будет следующим:

· Анализ текста условий и требований задачи.

• Поиск информации, необходимой для решения:

  • выделить ключевые слова для информационного поиска;

  • найти и собрать необходимую информацию. Возможные информационные источники: книги, компакт-диски, Web-сайты);

  • обсудить и проанализировать собранную информацию;

  • сделать выводы;

  • сравнить полученные выводы с выводами известных источников.

Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие учащихся в открытом информационном пространстве, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.

Разнообразие видов и типов задач может быть весьма большим.

 

 

 

Особенности методики

Деятельность учителя. Учитель в технологии ТОГИС — менеджер и эксперт. Его основные функции:

  • подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и перечень информационных источников, культурные образцы);

  • проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков;

  • управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решений задач;

  • анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков.



 

© mardasova-nadezhda

Создать бесплатный сайт с uCoz