Рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям в среде обучающихся в образовательных учреждениях Экстремизм (равно как и терроризм, сепаратизм и ксенофобия) в начале 21 века относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности. В настоящее время экстремизм приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. По мнению ряда экспертов на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибло более 5 тысяч человек и 11,5 тысяч пострадало. Цель наиболее крупных акций — нанесение ударов, в том числе психологических, по странам, являющимся своеобразными лидерами современной цивилизации; нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского либо шовинистического толка, а также получение доступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды; дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами, между людьми.
Расширяются связи террористов с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Значительно возрос интеллектуальный и образовательный уровень лидеров терроризма. На фоне слияния и сотрудничества руководителей легальных и нелегальных структур экстремистского толка с руководящим ядром националистических, религиозно-сектантских, фундаменталистских и других сообществ. На основе взаимовыгодных личных интересов происходит сращивание политического и уголовного терроризма. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами и народами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между государствами, между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни всего поколения. Мир вступил в уникальную эпоху терроризма, который может превратить все современное общество в его потенциальную жертву. Никогда прежде терроризм не был глобальным феноменом. В течение последнего времени произошла его глобализация и универсализация. В связи с этим определяется необходимость качественной перестройки борьбы с ним. В современной литературе насчитывается более 100 определений терроризма. Слово «терроризм» («террор»), довольно широко распространенное, не имеет, однако, четко фиксированного содержания. Оно пришло из латинского языка (terror — страх, ужас) и очень близко к таким понятиям, как «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу» и др. «Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрошать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами. Терроризм — это насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить государственный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения. По мнению целого ряда экспертов, пристального внимания со стороны силовых структур требуют следующие экстремистские, террористические группы и организации: «Ал-Гамаат ал-исламийа», «Ал-Джихад», «Фронт исламского спасения», «Вооруженная исламская группа», группа Абу Сайафа, «Джамаат ал-фукра», «Харакат ал-ансар», «Хезболлах», «Аль-Каида», «Исламский джихад», «Аум Синреке», Настоящая Ирландская республиканская армия, Бакская родина и свобода, исламское движение Узбекистана, Народный фронт освобождения Палестины, Объединенные силы самообороны Колумбии и другие. Особого пристального внимания требует «Аль-Каида».
В последнее время представители ряда наук (юриспруденции, медицины, психологии, политологии) значительное место стали уделять изучению личности (образа, облика, портрета) террориста. Причин, вызывающих этот интерес несколько. Это рост количества терактов и их масштабность. Необходимость выработки в обществе негативного отношения и путей противодействия терроризму и террористам. И самое главное — сложность природы и причин терроризма, что вызывает неоднозначные, порой противоположные, суждения ученых, экспертов при характеристике личности террористов, мотивах и стимулах их индивидуального и группового поведения. Известный криминолог академик В.Кудрявцев определяет три типа террористов: это политики-экстремисты, религиозные фанатики, которых вербуют из числа малограмотных людей, и психопатические личности. Последние как раз и становятся смертниками. В современных условиях возрастает опасность совершения актов «технологического терроризма», под которым понимается использование или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. Потенциально весьма опасным является информационный или электронный (компьютерный) терроризм, поскольку современное общество, в том числе оборона, деятельность спецслужб и правоохранительных органов, банковское дело, работа транспорта в значительной степени становятся зависимыми от электронных баз данных и передаваемой информации.
К одним из основных факторов, способствующих втягиванию в террористические организации больших групп населения, относятся:
События последних дней на территории Московской области (тяжкое избиение учащимися образовательных учреждений, повлекшее за собой смерть 50-летнего гражданина Таджикистана в Орехово-Зуевском районе; тяжелые ножевые ранения школьника, уроженца одной из республик Северного Кавказа в городе Долгопрудном, нанесенные учащимися; задержание органами внутренних дел города Москвы студентов государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Балашихинский промышленно-экономический колледж», участников несанкционированного митинга) свидетельствуют о некоторых деструктивных процессах, запущенных в молодеждной среде.
Необходима эффективная система просвещения граждан, включая обучающихся и их родителей, по вопросам опасности, масштабов экстремизма, терроризма и его идеологии. Идеология экстремизма и терроризма — это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некоей «идеологической суррогатной солянки», в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести. Чертами террористической идеологии являются: безапелляционность; повышенная агрессивность; жесткое деление людей на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в черно-белых красках. Основой террористической идеологии выступают национализм, клерикализм, сепаратизм, религиозный фанатизм — как проявление экстремизма. Профилактика и нейтрализация идеологии экстремизма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь идет от этнической или религиозной принадлежности граждан.
В связи с вышеизложенным необходимо в образовательных учреждениях активизировать воспитательную, в том числе превентивную, деятельность по следующим направлениям:
|
|
© mardasova-nadezhda |