Технология медиаобразования
Классификационные параметры Уровень и характер применения: по отношению к отраслевым технологиям воспитания с помощью СМК технология медиаобразования является модульной. Философская основа: гуманистическая, материалистическая. Методологический подход: социокультурный, гуманистический, личностно-ориентированный. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + суггестивная. Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная + саморазвития. Характер содержания и структуры: светская, гуманистическая. Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, поддержки. Тип управления социально-воспитательным процессом: 1) малая группа; 2) «консультант». Преобладающие методы: диалогические, коммуникативные, информационные. Организационные формы: все формы. Преобладающие средства: информационно-компьютерные, вербальные, наглядные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: авторитарные + сотрудничества. Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: на основе усиления социально-воспитательных функций. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации
· Основная цель медиаобразования состоит в формировании у учащихся четкого и ясного понимания того, что сообщения средств массовой информации не отражают, а репрезентируют действительность во всех ее проявлениях — от природных явлений до социальных.
· Обучение правильному аудиовизуальному восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМК (в широком толковании), разумная редукция избыточной информации. • Развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, обосновывать альтернативные позиции, противостоять манипулированию своим сознанием со стороны СМК. • Практическое освоение технологий массовой коммуникации (кино- и видеосъемки, массовой печати, радио, телевидения). • Формирование у учащихся собственной системы нравственных ценностных ориентаций как основы для понимания медиатекстов и их адресной направленности, создание оптимальных фильтров, заслонов, поставленных самой личностью. • Интеграция, включение внешкольной информации в контекст общего базового образо-вания, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений. • Формирование умений находить, передавать, принимать, готовить и интерпретировать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария. • Выявление негативных явлений в СМК, противостояние расизму, сексизму, дискри-минации, подавлению воли, психологическому угнетению, неравенству, несправед-ливости, нетолерантности, этноцентризму и ксенофобии. • Адаптация ребенка в перенасыщаемой информационной среде. • Помощь личности в нахождении правильного сочетания свободы ответственности и само-ограничения как основных регуляторов собственной деятельности. Особенности концепции • Соотношение свободы, ответственности и самоограничения как основных регуляторов собственной деятельности. • Объективная оценка информации, содержащейся в окружающей ребенка информационной среде. • Отбор информации для использования детьми в соответствии с принципами целесо-образности, культуросообразности, учета возрастных особенностей. • Ориентация на общечеловеческие ценности, моральные и нравственные нормы. • Защита от манипуляций сознанием ребенка. • Информационная безопасность. • Любая информация представляет интересы социальных групп и отдельных людей.
|
|
© mardasova-nadezhda |