Технология подготовки преподавателя-предметника

к компьютерным занятиям



Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: отраслевой, частно-предметный, проникающий.

Философская основа: сциентизм, технократизм.

Методологический подход: информационный, системный.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, когнитивная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД + 3) СЭН.

Характер содержания: адаптивный.

Вид социально-педагогической деятельности: обучение + социализация.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: компьютерный, индивидуальный.

Организационные формы: индивидуальные + групповые.

Преобладающие средства: информационно-компьютерные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, сотрудничество.

Преобладающие методы: программированное обучение, интерактивные.

Направление модернизации : информатизация.

Категория объектов: все категории, учителя-предметники.



Акцент целей

 

· Руководство самообразованием педагога в области информационно-компьютерных средств.

Знакомство с технологиями разработки педагогических програмных средств.

Рациональное использование имеющихся програмных средств (продуктов, программ, носителей).

Психолого-педагогический анализ програмных средств.

Адаптация програмных средств к конкретным условиям УВП.

Создание собственного мультимедийного обучающего програмного продукта.

Составление сценария программ.

Использование мультимедиатехнологий.

Использование гипермедиатехнологий.

Знакомство с безъязыкомыми технологиями создания програмного продукта.

 

 

 

Концептуальные положения

 

· Владение учителем на уровне пользователя методами и средствами нахождения, получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, необходимой для учебно-воспитательного процесса (компьютерный ликбез).

Триединство образовательных целей в мультимедийном продукте: обучающих, воспитательных и обучающих.

Учет законов восприятия информации:

  • огромное эмоциональное воздействие компьютерных эффектов (набегание, бегущая строка и т.д.);

  • более эффективное усвоение текста, выведенного на экран монитора, чем написанного на бумаге;

  • большое влияние на восприятие не только солержания, но и таких факторов, как размер и начертание букв (шрифт), их цвет, подвижность изображения.

Принцип интерактивности — представление информации в форме, располагающей к диалогу пользователя с компьютером.

Принцип мультимедийности — использование одновременно нескольких каналов информации (звука, изображения, цвета, движения).

Принцип мультипликационности (когда с помощью одних средств осуществляется мотивация, других — передача основной информации по теме, с помощью третьих — контроль и коррекция усвоения).

Широкое применене специфических дидактических средств выделения информации (подчеркивание, мерцание, звуковые эффекты, изменение цвета, использование курсива или более крупного, жирного текста).

Гипертекстовый подход — множественные разветвления текста с помощью ссылок (гипертекста).

Гипермедийный подход — применение гиперссылок в мультимедийном исполнении.

 

 

 

Особенности содержания

Технология подготовки учителя к компьютерным занятиям предполагает три важнейших этапа:

1) освоение элементарных пользовательских умений;

2) изучение програмных возможностей мультимедиапродуктов, обучающих компьютер-ных программ на CD-ROM и практическое освоение их использования;

3) овладение технологией создания простейших компьютерных мультимедийных обучаю-щих продуктов для сопровождения учебно-воспитательного процесса.



Элементарные пользовательские умения учителя-предметника

Работа с текстами

Создание и редактирование текста — одно из основных направлений использования компьютера. Каждый доступный учителям компьютер является рабочим местом для создания текста. Для печати текста на бумаге служит принтер.

Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер.

Работа со звуком

Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков) с помощью встроенных программ.

Для записи и сохранения звука используется любой современный компьютер с установленной звуковой картой и колонками, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками. Можно проговорить инструкцию для учеников. Идеально иметь устройство для записи собственных CD.

Работа со статистическим изображением

Статистические изображения — пока самый распространенный вид наглядных средств обучения в массовой школе. Компьютерная техника позволяет:

  • подбирать нужные иллюстрации (из Интернета, с CD-дисков, банков данных);

  • сканировать иллюстрации с бумажных носителей;

  • составлять коллажи, рисунки, схемы (с помощью программ Paint Bruch, Corel Drow);

  • соединять изображение со звуком;

  • конструировать программы просмотра иллюстраций (презентации) с помощью программ Power Point.

Работа с видеоинформацией

Источниками видеоизображения могут служить компакт-диск, веб-камера, цифровая каме-ра формата DV, аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Для сохранения и преобра-зования видеоинформации на компьютере требуется специальное оборудование и програм-ное обеспечение (программы монтажа, плата видеозахвата), специальное оборудование. Имея все это, можно монтировать собственные короткометражки и видеоклипы.

Получение информации из Интернента

Компьютер, подключенный к Интернету, позволяет получить информацию из Всемирной сети. Ученики и учителя могут воспользоваться полученной информацией при подготовке к урокам, написании творческих работ и для решения своих жизненных задач (найти друзей, сделать покупку). Для этого надо уметь осуществлять:

  • вход в Интернет, навигацию, поиск;

  • поиск учебной информации;

  • получение информации из Интернета;

  • поиск компьютерных программ;

  • представление информации.



Работа с мультимедиапродуктами

Носители програмных продуктов — компьютерные дискеты и диски.

Воспроизведение программ — на экране компьютера, на большом экране через видеопроектор.

Структура диска (обучающей программы) использует всю идею программированного обучения — подачу учебного материала порциями — скринами (вид экрана, кадр).

Как правило, обучающая программа, записанная на диске, содержит:

  • правила установки и навигации;

  • перечень и краткую аннотацию разделов диска;

  • тексты для обучения;

  • тексты для контроля и проверки знаний (контрольные работы, тесты).

Система навигации диска предусматривает различные способы его использования в учебном процессе:

  • поиск и получение информации;

  • практические занятия;

  • составление тестов;

  • выполнение самостоятельных и творческих работ;

  • возможности индивидуального обучения.

При помощи диска можно задать ученикам индивидуальный маршрут при изучении учебного курса, отследить реальное продвижение ученика от темы к теме, увидеть результаты проверочных работ.

Постоянно действующие элементы навигации: меню, которое может быть представлено на экране различными элементами (словами, знаками), «музыка» (включение музыкального фона), «помощь» (рекомендации по работе с программой), указатели «вперед», «назад», «выход» из программы.

Гиперссылки — выделенные элементы, указывающие на то, что к ним имеется дополнительный текстовый или мультимедиаматериал. Для того, чтобы им воспользоваться, нужно вызвать их «мышью».

Дополнительные элементы навигации: «словарь», «упражнения», «диктор», «контроль», «тест».

Активные элементы могут присутствовать на экране в неявном виде: при указании на них стрелка курсора меняется на «ручку». Их можно активизировать левой кнопкой «мыши».



Создание мультимедиапродуктов

Банки мультимедийной информации выпускаются фирмами на CD-дисках (например, энциклопедии, словари, путешествия и др.) и могут создаваться учителями на компьютере (сканированные иллюстрации, схемы, рисунки, скопированные с разных дисков, книг, кинофильмов, телепередач и т.д.). Отобранная информация складывается в соответствующих ячейках — файлах, легко сортируется.

Представление информации (презентация, выступление, урок).

Выступая, учитель или ученик демонстрирует на экране: план выступления, названия его разделов, тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, схемы, объемные модели, мультипликацию). Одновременно могут звучать музыка, комментарий к изображению, звуковая дорожка видеофильма. Для проведения выступления с использованием мультимедиа необходим экран и специальный («мультимедийный») проектор, подключенный к компьютеру.



Разработка и конструирование обучающих програмных продуктов

Овладение технологией создания простейших средств компьютерной поддержки процесса обучения включает следующие задачи:

 

· Анализ програмных средств.

Рациональное использование имеющихся програмных средств (продуктов, программ, носителей).

Адаптация програмных средств к конкретным условиям УВП.

Знакомство с безъязыковыми технологиями создания програмного продукта — презента-ционными программами.

Составление сценария программ для уроков и внеурочных мероприятий.

Создание собственного мультимедийного обучающего програмного продукта.

Овладение технологиями программ HTML, Power Point, Corel Drow и др.

Обучающая программа (электронный учебник) по предмету должна содержать:

  • титульный лист;

  • меню (оглавление);

  • структуру в соответствии с логикой предмета (дифференцированную по уровню изучения);

  • основную информацию в соответствии с оглавлением (текст, гипертекст);

  • содержание контроля и самоконтроля (интерактив);

  • задания для самостоятельной работы;

  • иллюстрации (статические, динамические, мультимедийные, гипермедиа);

  • дополнения и приложения: словарь, справочник,игры, рекомендуемые дополнительные источники информации).

Для составления собственных обучающих и контролирующих курсов учителю необходимо иметь програмную среду, позволяющую это сделать без особых усилий. Сейчас существует несколько таких сред, ориентированных на создание обучающих и контролирующих курсов: КАДИС, АДОНИС, УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ для DOS или DELPHI и VISUAL BASIC для WINDOWS.

В Windows имеется группа специальных подпрограмм, «приделок», «рисовалок», «смотрелок», которые позволяют разнообразно использовать обучающий продукт, но в заданных самим учителем режимах — презентациях, представлениях, сценариях (например, просмотр содержания электронного учебника в соответствии с заданной схемой навигации «назад — вперед»).

Существуют программы, которые, будучи установлены на данном компьютере, позволяют выполнять что-либо качественнее и имеют широкий спектр функций (например, просмотр только иллюстраций, поиск и др.).

Файнридер (FineRider) — просмотр и сканирование бумажных источников.

Фотошоп (Photoshop) — просмотр и редактирование иллюстраций.

Корел Дро (Corel Draw) — рисование (дорисовка иллюстраций).

Саунд Фодж (SoundFoge) — просмотр и редактирование звуковых файлов.

WINDVD — просмотр DVD.

LA — просмотр видеофайлов.

ACDSee — просмотр графических файлов и иллюстраций.

Создать папку и положить туда все материалы.

Составление мультимедиапредставлений (презентаций).

Учитель может составить свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий (имеются в Интернете и продаются на CD). Этот продукт будет обучающей псевдопрограммой или мультимедиапредставлением.

Мультимедиапредставление — творческая работа, в которой задействуются несколько мультимедиатехнологий. Для его создания необходимы программы и устройства для набора текста, рисования черчения, видео- и аудиозаписи. Сначала отбирается нужный материал (текстовый, звуковой, графический, видео). Затем производится монтаж этого материала в определенную последовательность с помощью программы Power Point. При этом используются:

  • сочетание текстовой информации и графических изображений;

  • псевдографика (изображения человека, птицы, книги, техники и др.);

  • звуковые эффекты для сопровождения учебной информации;

  • цветовая палитра для окраски изображений;

  • переход от статических изображений к динамическим.

Часть материала может переноситься в формат гипермедиа.

Творческие компьютерные программы

Для того, чтобы чертить и конструировать, необходим компьютер, на котором есть чертежная программа, например, «Компас».

Для изобразительного творчества нужны специальные программы — графические редакторы (Paint Brush, Photoshop, Corel Draw). При этом на рабочем месте очень полезны сканер и цветной принтер.

Для музыкального творчества к компьютеру с хорошей звуковой картой должна быть подключена музыкальная клавиатура, а на компьютере установлена специальная программа — музыкальный редактор. Компьютер с подключенной музыкальной клавиатурой и установленным специальным програмным обеспечением будет хорошим синтезатором.

Для создания мультфильмов (мультипликация — один из наиболее популярных современных видов изобразительного творчества) необходимо установить на компьютере специальную программу (простейшие из них — «ЛогоМиры» и «ПервоЛого»).

Для моделирования объектов или процессов природы и общественной жизни (например, лабораторные опыты, экономические модели) нужно владеть языком программирования, но более простые программы можно сделать с помощью различных сред для моделирования (например, «Живая физика», «Живая геометрия»), которые позволяют прямо на экране компьютера «провести опыт» или «повернуть» геометрическую фигуру.

Для проведения естественно-научного исследования к компьютеру нужно подключить различные датчики.

Для проведения статистического исследования достаточно использовать специальные программы математической обработки данных.

Контролирующие программы

Контролирующие программы пишутся программистами (учителями информатики) под конкретные задачи:

  • определение показателей обучаемых по конкретным областям (тесты, анкеты и др.);

  • определение средних показателей класса;

  • определение результатов прохождения отдельных разделов учебного курса;

  • реагирование на ошибки;

  • предложение помощи в случае повторных ошибок;

  • выдача промежуточных результатов;

  • установление рейтинга обучаемого в группе;

  • мониторинг (систематическое накопление) информации и др.

Учитель задает программисту задачи по сортировке и обработке данных с помощью статистических процедур и выполняет функции по введению в компьютер базы данных:

  • об обучаемом (его фамилия, анкетные данные, демографические характеристики);

  • о школе, периоде обучения и учебном предмете;

  • об учебной программе;

  • о результатах процесса обучения и развития конкретных учащихся и др.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) педагога как пространство для дидактических и исследовательских целей.

Состав АРМ: персональная компьютерная система, програмное обеспечение по предмету, настольная издательская система, компьютерная канцелярия, база педагогических данных.

Стандартные функции АРМ: планирование и оценивание эффективности учебного процесса, хранение и обработка педагогической информации.

Сегодня на российском рынке имеются пакеты программ, предназначенных для быстрого и эффективного проектирования мультимедийных электронных презентаций, представлений учебников на CD-ROM, например, такие, как «HyperMethod», «Distance Learning Studio» и другие. В них предусмотрена максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении учителю, преподавателю, разработчику различных вариантов готовых прототипов курсов, встроенных интерактивных тестов и средств общения, библиотека шаблонов и автоматическое создание перекрестных гипертекстовых связей. Необходимо сделать эти програмные средства доступными для школы и учителя. 

 

 

© mardasova-nadezhda

Создать бесплатный сайт с uCoz