Технология подготовки преподавателя-предметника к компьютерным занятиям Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: отраслевой, частно-предметный, проникающий. Философская основа: сциентизм, технократизм. Методологический подход: информационный, системный. Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные. Научная концепция усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, когнитивная. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД + 3) СЭН. Характер содержания: адаптивный. Вид социально-педагогической деятельности: обучение + социализация. Тип управления учебно-воспитательным процессом: компьютерный, индивидуальный. Организационные формы: индивидуальные + групповые. Преобладающие средства: информационно-компьютерные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, сотрудничество. Преобладающие методы: программированное обучение, интерактивные. Направление модернизации : информатизация. Категория объектов: все категории, учителя-предметники. Акцент целей
· Руководство самообразованием педагога в области информационно-компьютерных средств. • Знакомство с технологиями разработки педагогических програмных средств. • Рациональное использование имеющихся програмных средств (продуктов, программ, носителей). • Психолого-педагогический анализ програмных средств. • Адаптация програмных средств к конкретным условиям УВП. • Создание собственного мультимедийного обучающего програмного продукта. • Составление сценария программ. • Использование мультимедиатехнологий. • Использование гипермедиатехнологий. • Знакомство с безъязыкомыми технологиями создания програмного продукта.
Концептуальные положения
· Владение учителем на уровне пользователя методами и средствами нахождения, получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, необходимой для учебно-воспитательного процесса (компьютерный ликбез). • Триединство образовательных целей в мультимедийном продукте: обучающих, воспитательных и обучающих. • Учет законов восприятия информации:
• Принцип интерактивности — представление информации в форме, располагающей к диалогу пользователя с компьютером. • Принцип мультимедийности — использование одновременно нескольких каналов информации (звука, изображения, цвета, движения). • Принцип мультипликационности (когда с помощью одних средств осуществляется мотивация, других — передача основной информации по теме, с помощью третьих — контроль и коррекция усвоения). • Широкое применене специфических дидактических средств выделения информации (подчеркивание, мерцание, звуковые эффекты, изменение цвета, использование курсива или более крупного, жирного текста). • Гипертекстовый подход — множественные разветвления текста с помощью ссылок (гипертекста). • Гипермедийный подход — применение гиперссылок в мультимедийном исполнении.
Особенности содержания Технология подготовки учителя к компьютерным занятиям предполагает три важнейших этапа: 1) освоение элементарных пользовательских умений; 2) изучение програмных возможностей мультимедиапродуктов, обучающих компьютер-ных программ на CD-ROM и практическое освоение их использования; 3) овладение технологией создания простейших компьютерных мультимедийных обучаю-щих продуктов для сопровождения учебно-воспитательного процесса. Элементарные пользовательские умения учителя-предметника Работа с текстами Создание и редактирование текста — одно из основных направлений использования компьютера. Каждый доступный учителям компьютер является рабочим местом для создания текста. Для печати текста на бумаге служит принтер. Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер. Работа со звуком Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков) с помощью встроенных программ. Для записи и сохранения звука используется любой современный компьютер с установленной звуковой картой и колонками, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками. Можно проговорить инструкцию для учеников. Идеально иметь устройство для записи собственных CD. Работа со статистическим изображением Статистические изображения — пока самый распространенный вид наглядных средств обучения в массовой школе. Компьютерная техника позволяет:
Работа с видеоинформацией Источниками видеоизображения могут служить компакт-диск, веб-камера, цифровая каме-ра формата DV, аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Для сохранения и преобра-зования видеоинформации на компьютере требуется специальное оборудование и програм-ное обеспечение (программы монтажа, плата видеозахвата), специальное оборудование. Имея все это, можно монтировать собственные короткометражки и видеоклипы. Получение информации из Интернента Компьютер, подключенный к Интернету, позволяет получить информацию из Всемирной сети. Ученики и учителя могут воспользоваться полученной информацией при подготовке к урокам, написании творческих работ и для решения своих жизненных задач (найти друзей, сделать покупку). Для этого надо уметь осуществлять:
Работа с мультимедиапродуктами Носители програмных продуктов — компьютерные дискеты и диски. Воспроизведение программ — на экране компьютера, на большом экране через видеопроектор. Структура диска (обучающей программы) использует всю идею программированного обучения — подачу учебного материала порциями — скринами (вид экрана, кадр). Как правило, обучающая программа, записанная на диске, содержит:
Система навигации диска предусматривает различные способы его использования в учебном процессе:
При помощи диска можно задать ученикам индивидуальный маршрут при изучении учебного курса, отследить реальное продвижение ученика от темы к теме, увидеть результаты проверочных работ. Постоянно действующие элементы навигации: меню, которое может быть представлено на экране различными элементами (словами, знаками), «музыка» (включение музыкального фона), «помощь» (рекомендации по работе с программой), указатели «вперед», «назад», «выход» из программы. Гиперссылки — выделенные элементы, указывающие на то, что к ним имеется дополнительный текстовый или мультимедиаматериал. Для того, чтобы им воспользоваться, нужно вызвать их «мышью». Дополнительные элементы навигации: «словарь», «упражнения», «диктор», «контроль», «тест». Активные элементы могут присутствовать на экране в неявном виде: при указании на них стрелка курсора меняется на «ручку». Их можно активизировать левой кнопкой «мыши». Создание мультимедиапродуктов Банки мультимедийной информации выпускаются фирмами на CD-дисках (например, энциклопедии, словари, путешествия и др.) и могут создаваться учителями на компьютере (сканированные иллюстрации, схемы, рисунки, скопированные с разных дисков, книг, кинофильмов, телепередач и т.д.). Отобранная информация складывается в соответствующих ячейках — файлах, легко сортируется. Представление информации (презентация, выступление, урок). Выступая, учитель или ученик демонстрирует на экране: план выступления, названия его разделов, тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, схемы, объемные модели, мультипликацию). Одновременно могут звучать музыка, комментарий к изображению, звуковая дорожка видеофильма. Для проведения выступления с использованием мультимедиа необходим экран и специальный («мультимедийный») проектор, подключенный к компьютеру. Разработка и конструирование обучающих програмных продуктов Овладение технологией создания простейших средств компьютерной поддержки процесса обучения включает следующие задачи:
· Анализ програмных средств. • Рациональное использование имеющихся програмных средств (продуктов, программ, носителей). • Адаптация програмных средств к конкретным условиям УВП. • Знакомство с безъязыковыми технологиями создания програмного продукта — презента-ционными программами. • Составление сценария программ для уроков и внеурочных мероприятий. • Создание собственного мультимедийного обучающего програмного продукта. • Овладение технологиями программ HTML, Power Point, Corel Drow и др. Обучающая программа (электронный учебник) по предмету должна содержать:
Для составления собственных обучающих и контролирующих курсов учителю необходимо иметь програмную среду, позволяющую это сделать без особых усилий. Сейчас существует несколько таких сред, ориентированных на создание обучающих и контролирующих курсов: КАДИС, АДОНИС, УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ для DOS или DELPHI и VISUAL BASIC для WINDOWS. В Windows имеется группа специальных подпрограмм, «приделок», «рисовалок», «смотрелок», которые позволяют разнообразно использовать обучающий продукт, но в заданных самим учителем режимах — презентациях, представлениях, сценариях (например, просмотр содержания электронного учебника в соответствии с заданной схемой навигации «назад — вперед»). Существуют программы, которые, будучи установлены на данном компьютере, позволяют выполнять что-либо качественнее и имеют широкий спектр функций (например, просмотр только иллюстраций, поиск и др.). Файнридер (FineRider) — просмотр и сканирование бумажных источников. Фотошоп (Photoshop) — просмотр и редактирование иллюстраций. Корел Дро (Corel Draw) — рисование (дорисовка иллюстраций). Саунд Фодж (SoundFoge) — просмотр и редактирование звуковых файлов. WINDVD — просмотр DVD. LA — просмотр видеофайлов. ACDSee — просмотр графических файлов и иллюстраций. Создать папку и положить туда все материалы. Составление мультимедиапредставлений (презентаций). Учитель может составить свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий (имеются в Интернете и продаются на CD). Этот продукт будет обучающей псевдопрограммой или мультимедиапредставлением. Мультимедиапредставление — творческая работа, в которой задействуются несколько мультимедиатехнологий. Для его создания необходимы программы и устройства для набора текста, рисования черчения, видео- и аудиозаписи. Сначала отбирается нужный материал (текстовый, звуковой, графический, видео). Затем производится монтаж этого материала в определенную последовательность с помощью программы Power Point. При этом используются:
Часть материала может переноситься в формат гипермедиа. Творческие компьютерные программы Для того, чтобы чертить и конструировать, необходим компьютер, на котором есть чертежная программа, например, «Компас». Для изобразительного творчества нужны специальные программы — графические редакторы (Paint Brush, Photoshop, Corel Draw). При этом на рабочем месте очень полезны сканер и цветной принтер. Для музыкального творчества к компьютеру с хорошей звуковой картой должна быть подключена музыкальная клавиатура, а на компьютере установлена специальная программа — музыкальный редактор. Компьютер с подключенной музыкальной клавиатурой и установленным специальным програмным обеспечением будет хорошим синтезатором. Для создания мультфильмов (мультипликация — один из наиболее популярных современных видов изобразительного творчества) необходимо установить на компьютере специальную программу (простейшие из них — «ЛогоМиры» и «ПервоЛого»). Для моделирования объектов или процессов природы и общественной жизни (например, лабораторные опыты, экономические модели) нужно владеть языком программирования, но более простые программы можно сделать с помощью различных сред для моделирования (например, «Живая физика», «Живая геометрия»), которые позволяют прямо на экране компьютера «провести опыт» или «повернуть» геометрическую фигуру. Для проведения естественно-научного исследования к компьютеру нужно подключить различные датчики. Для проведения статистического исследования достаточно использовать специальные программы математической обработки данных. Контролирующие программы Контролирующие программы пишутся программистами (учителями информатики) под конкретные задачи:
Учитель задает программисту задачи по сортировке и обработке данных с помощью статистических процедур и выполняет функции по введению в компьютер базы данных:
Автоматизированное рабочее место (АРМ) педагога как пространство для дидактических и исследовательских целей. Состав АРМ: персональная компьютерная система, програмное обеспечение по предмету, настольная издательская система, компьютерная канцелярия, база педагогических данных. Стандартные функции АРМ: планирование и оценивание эффективности учебного процесса, хранение и обработка педагогической информации. Сегодня на российском рынке имеются пакеты программ, предназначенных для быстрого и эффективного проектирования мультимедийных электронных презентаций, представлений учебников на CD-ROM, например, такие, как «HyperMethod», «Distance Learning Studio» и другие. В них предусмотрена максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении учителю, преподавателю, разработчику различных вариантов готовых прототипов курсов, встроенных интерактивных тестов и средств общения, библиотека шаблонов и автоматическое создание перекрестных гипертекстовых связей. Необходимо сделать эти програмные средства доступными для школы и учителя.
|
|
© mardasova-nadezhda |